«Гэта крык, што жыве Беларусь!». Дзень памяти народного песняра Янки Купалы — настоящего отца белорусской нации

0 4

«Гэта крык, што жыве Беларусь!». Дзень памяти народного песняра Янки Купалы — настоящего отца белорусской нации

«Гэта крык, што жыве Беларусь!». Дзень памяти народного песняра Янки Купалы — настоящего отца белорусской нации

Культура Автор Редакция Опубликовано 29.06.2023

81 год назад, 28 июня 1942 года умер народный поэт Беларуси Янка Купала (настоящее имя Иван Доминикович Луцевич) является одним из наиболее известных и влиятельных белорусских поэтов и драматургов. Он родился 7 июля 1882 года в деревне Вязынка в Беларуси. Купала был одним из ключевых фигур в развитии белорусской литературы и культуры начала XX века.

Роль Янки Купалы для Беларуси заключается в том, что он стал символом национального пробуждения и борьбы за независимость белорусского народа. В своих произведениях, включая стихи, пьесы и романы, Купала выражал любовь к родной земле, гордость за белорусскую историю и культуру, а также силу духа народа. Он открыто поддерживал идею национальной самоопределения и независимости Беларуси.

Стихи и драматические произведения Янки Купалы стали неотъемлемой частью белорусской литературы и культурного наследия. Он известен своими поэтическими сборниками «Золотая грамота» (1908) и «Жалейка» (1923), а также драмой «Мячыслаў Ігнатовіч» (1907) и романом «Янка Купала» (1924).

Трагическая смерть Янки Купалы произошла 28 июня 1942 года в Москве. Тайну его гибели хранят архивы КГБ/ФСБ. По одной из версий, его убили сотрудники ОГПУ (организация — предшественник КГБ СССР).

Янку Купалу преследовали и морально травили более 10 лет. Его арестовывали и допрашивали за национально-освободительную деятельность.

Напомним, что в СССР власти жестоко расправились с белорусскими интеллигентами: писателями, поэтами, учеными, государственными деятелями, учителями, военными, врачами, артистами и другими. Так, только по сфабрикованному делу «Союза освобождения Беларуси» был арестовано 108 человек. Следователи пытались «соорудить» из них организацию. Вызывали на допросы и президента Академии наук, руководителей министерств (наркомов), секретарей ЦК, и народных поэтов Янку Купалу и Якуба Коласа, и директоров школ, простых учителей, молодых литераторов. Если брать литературу, то по делу Союза освобождения Беларуси взяли многих членов литобъединения «Узвышша» — Адама Бабареку, Владимира Дубовку, Язэпа Пущу, Владимира Жилку, Антона Адамовича. По сути, требовалось доказать, что такие «враги» пронизали все с верху до низу.

Во главе следователям нужна была авторитетная фигура. На эту роль пытались ставить и одного из партийцев Алеся Адамовича, и народного поэта Янку Купалу, и президента Академии наук БССР Всеволода Игнатовского. Последнего в силу высокого положения не отправили за решетку, но на допросы вызывали регулярно. После одного из них Игнатовский застрелился в феврале 1931-го, пишет kp.ru. Еще раньше, в ноябре 1930 года, обвинения против Янки Купалы привели к его попытке самоубийства – он сделал себе харакири, но его успела спасти жена.

«Гэта крык, што жыве Беларусь!». Дзень памяти народного песняра Янки Купалы — настоящего отца белорусской нации

«Гэта крык, што жыве Беларусь!». Дзень памяти народного песняра Янки Купалы — настоящего отца белорусской нации

Группа белорусских писателей в 1936 году. Сидят: Якуб Колас, Тишка Гартный, Янка Купала, Михась Чарот, Василь Сташевский; Стоят: Алесь Лежневич, Михайло Громыко, Владислав Голубок, Михась Зарецкий, Анатоль Вольный, Алесь Дудар, Алесь Гурло. Только Якуб Колас и Янка Купала из этой группы не были арестованы НКВД. Были расстреляны коммунистическими оккупантами или умерли в заключении 9 из 12 человек на снимке. Фото wikipedia.org

 

Смерть Янки Купалы стала тяжелым ударом для белорусской литературной и культурной среды. Он оставил значительное наследие и продолжает вдохновлять белорусских писателей, поэтов и активистов до сегодняшнего дня. Его работы и идеи продолжают быть источником вдохновения и символом национальной гордости для белорусского народа.

После смерти Янки Купалы его литературное наследие было подавлено и цензурировано советскими властями. Однако в период перестройки и развала Советского Союза его работы стали публиковаться вновь, и Купала был признан одним из величайших белорусских писателей.

Роль Янки Купалы для современной Беларуси также не может быть недооценена. Его поэзия и драматические произведения остаются актуальными и популярными, а его идеи свободы, национального самоопределения и любви к родной земле до сих пор вдохновляют белорусский народ. Купала является символом сопротивления и борьбы за свободу, особенно в свете последних событий в Беларуси, связанных с протестами и нарушением прав человека. Как и годы сталинского террора, испытания обрушиваются на самых лучших представителей народа.

В честь Янки Купалы в Беларуси ежегодно проводятся различные литературные и культурные мероприятия, фестивали, конкурсы и театральные постановки. Его дом-музей в деревне Вязынка стал популярным пунктом культурного туризма.

В целом, Янка Купала остается выдающейся фигурой в истории Беларуси и символом национального достоинства и борьбы за свободу. Его литературное наследие и его вклад в развитие белорусской культуры продолжают жить и вдохновлять поколения писателей и активистов, стремящихся к свободе и независимости.

Смерть Янки Купалы 28 июня 1942 года оставила огромную пустоту в белорусской литературе и культуре. Расправа на ним стала свидетельством жестокого преследования коммунистическим режимом интеллектуалов и национальных деятелей. Вместе с Янкой Купалой погибло множество других талантливых и преданных своей стране людей. Например, трагическая «Ночь расстреляных поэтов», как принято называть ночь с 29 на 30 октября 1937 года, когда НКВД убило более сотни белорусских интеллигентов.

В это время оккупационные коммунистические власти активно подавляли и преследовали национальных лидеров и деятелей, в том числе белорусских писателей и интеллектуалов, считая их угрозой для своего режима.

Точные обстоятельства смерти Янки Купалы остаются неясными, и до сих пор историки и исследователи продолжают исследовать этот вопрос. Тем не менее, его смерть стала символом жертвы и сопротивления в борьбе за свободу и независимость.

Наследие Янки Купалы прочно укоренилось в истории и культуре Беларуси. Его произведения остаются образцом высокого искусства и важным элементом национальной идентичности. Время от времени возникают споры и дискуссии о его наследии, его роли в белорусском национальном движении и его влиянии на современную литературу и культуру.

Не смотря на то, что Янка Купала ушел из жизни 81 год назад, его имя и творчество продолжают оставаться важными и актуальными для Беларуси. Его поэзия и драматические произведения являются вдохновением для молодых поколений белорусских писателей и активистов, продолжающих борьбу за свободу Беларуси, демократию, права человека и гражданина. В его творчестве отражены уникальные черты белорусской культуры, и он оставил неизгладимый след в развитии национальной литературы.

Янка Купала не только создал прекрасные произведения искусства, но и стал символом борьбы за национальную идентичность и свободу. Он выступал за сохранение и развитие белорусского языка, культуры и истории, вдохновляя своих соотечественников на активное участие в национальном движении.

Смерть Янки Купалы остается трагическим событием в истории Беларуси. Его смерть стала символом жертвы, которую принесли многие белорусы в борьбе за свободу и независимость. Он стал мучеником и символом сопротивления против коммунистического насилия и репрессий.

Сегодня Янка Купала продолжает оставаться важной фигурой в белорусской культуре и литературе. Его дух и идеалы продолжают жить в сердцах белорусов, вдохновляя их на борьбу за свободу и права человека. Его творчество и его пример показывают важность национальной идентичности и силу слова в борьбе за справедливость.

Янка Купала остается символом и голосом нации, который напоминает о важности белорусского наследия, истории и культуры. Его наследие продолжает вдохновлять поколения белорусов и помогает им оставаться сильными и единственными в своей борьбе за свободу и независимость.

Смерть Янки Купалы оставила большую пропасть в белорусской культуре, но его творчество и его идеалы продолжают жить в сердцах людей. Его поэзия и драматические произведения остаются важными и актуальными до сегодняшнего дня. Величие и наследие Янки Купалы никогда не будут забыты, и он будет оставаться одним из наиболее значимых и любимых поэтов Беларуси.

 

ГЭТА КРЫК, ШТО ЖЫВЕ БЕЛАРУСЬ

Ці завылі ваўкі, ці заенчыў віхор,
Ці запеў салавей, ці загагала гусь, —
Я тут бачу свой край, поле, рэчку і бор,
Сваю матку-зямлю — Беларусь.

Хоць гарыста яна, камяніста яна,
Вераб‘ю па калена, што сею, расьце,
Дый люблю-ж я яе, шкода хаткі, гумна:
О, такіх няма, мусіць, нідзе!

З саламянай страхой мая хатка, гумно;
Непачэсна, што праўда, віднеюць яны,
Дый на іх-жа сваёй клаў рукой бервяно
І зямлю раўнаваў пад зьвяны!

З саламянай страхой мая хатка, тачок!
Многа чутак наводзяць і дум на душу;
Я у сьне бачу іх, помню кожны разок,
І у сэрцы, як веру, нашу.

Хатка сьведкай была, як пазнаў божы сьвет;
З хаткі бегаў да школы вучыцца чытаць;
Пры лучыне ня раз гаварыў казкі дзед;
У двор з хаткі хадзіў зарабляць.

У тачок збожжа, сена я клаў кожны год;
У ім першы раз Зосі сказаў, што люблю…
У ім з дзеткамі посьле зьбіраў умалот,
І цяпер пры ім лазьню таплю.

А хоць гора зазнаў, зьнікла доля навек,
Зося парыць зямлю, у сьвет дзеці пайшлі, —
Тут-жа неяк прывык да ўсяго чалавек,
Прырос неяк, як корч да зямлі!..

Тут усякая рэч як гавора з табой:
І крывая бярозка, і столетні дуб,
Сьнег халоднай зімой, траўка летняй парой,
І асьвер і абрінены зруб…

А бурлівы ручай і зялёненькі сад! —
Хоць, брат, сэрца аддай і душу хоць аддай!..
Сам садочак садзіў гадкоў дваццаць назад,
А цяпер-жа вялікі, як гай!

З садам гэтым я зжыўся, як з хаткай сваей;
Знаю, колькі з яго маю яблык і сьліў;
Ночак шмат скаратаў у ім з Зосяй даўней,
Шмат чаго у ім я перасьніў!

Ой, бывала, як сонейка блісьне вясной,
То-ж-то рай, далібог! — захліпаецца дух, —
Як на ўсе на лады, на садок увесь той
Засьвяргоча рой птушак-пяюх!

Тут кукуе зязюля, ці шмат пражыву;
Там чырыкае шпак, там пяе салавей;
Тут крычаць вераб‘і і клююць крапіву;
А на ўсё сонца грэе цяплей і цяплей!..

Цяпер глянь, браце, вокам на поле, на луг,
На сівец-сенажаць, на вузкія шнуры,
Дзе сьвістала каса, барабаніў дзе плуг,
Дзе з зары працаваў да зары:

Тут даўгі-даўгі шнур зелянее з аўсом;
Бліжэй гоні адны, на іх — бульба у шар,
А там далей даўгі шнур віднее з жытцом;
А там голы, як бубен, папар.

Пасяродку аўсу галавісты лянок
Зелянее, інакш адбівае сабой;
Там вусаты ячмень, а там далей на бок
Ад ячменю — дзірванчык з лазой.

Ды і што гаварыць! — дзе я толькі гляджу,
Бачу родненькі край, сваю матку-зямлю;
Тут і людзі… ат… што!.. аб іх посьле скажу…
Долі іх надта-ж я ня люблю!..

А вот як ня любіць гэта поле і бор,
І зялёны садок і крыклівую гусь!..
А што часам тут страшна заенча віхор,
Гэта енк, гэта крык, што жыве Беларусь!

Аўтар: Янка Купала

Источник: vkurier.com

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.